Вы решились. Хотите открыть свое дело. Но не знаете, как зарегистрировать свою деятельность? Если Вы уже определились с формой ведения бизнеса и выбрали ИП, то эта статья для Вас.
Многие начинающие предприниматели думают, что зарегистрировать ИП самостоятельно очень трудно. На самом деле это не так. Гораздо сложнее остаться в бизнесе надолго.
Зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя гражданину РФ можно только по месту прописки. Если Вы живете в Нижнем Новгороде и там же решили открыть, например, салон красоты, а прописаны в Екатеринбурге, Вам придется или съездить на Урал или же подать документы почтой.
Не хотите с этим заморачиваться, выбирайте ООО, так как его регистрируют по адресу места нахождения. В приведенном примере — по адресу салона красоты. Как это сделать, я расскажу в следующей статье.
А теперь приступаем к регистрации ИП.
Сначала Вам надо узнать адрес налоговой, в которую Вы будете подавать документы. Самый простой способ, зайти на сайт УФНС вашего региона и найти там адрес с помощью специального сервиса. Можно воспользоваться справочниками «2 ГИС», «Желтые страницы» и другими.
Идем в налоговую инспекцию или уточняем нюансы по телефону. В одних налоговых, например, требуют ксерокопии всех страниц паспорта, в других только страниц с паспортными данными и регистрацией. Где-то надо принести картонные папки, а где-то пластиковые. Чтобы потом эти мелочи не доставили вам хлопот, узнаем о них заранее.
Заполняем квитанцию на госпошлину. Сделать это также можно на сайте УФНС вашего региона или скачать форму из интернета и внести в нее все необходимые реквизиты. Их опять же берем на сайте УФНС вашего региона. Госпошлина пока не изменилась и составляет 800 рублей.
Хочу поделиться приятной новостью. В Нижнем Новгороде теперь можно оплатить госпошлину через терминалы Сбербанка или в самой налоговой инспекции. Очень удобно, быстро, никаких бумаг и очередей. Узнайте в налоговой инспекции, есть ли такая возможность в вашем городе.
Дальше заполняем заявление на регистрацию ИП по форме Р 21001.
Внимание!!! С 04.07.2013 года изменились формы заявлений по регистрации бизнеса. Прочитать об основных изменениях Вы сможете в статье: «Новые формы для регистрации бизнеса» .
Там же есть ссылка на скачивание новых форм заявлений для ИП и ООО.
Уверена, что заполнение Ф.И.О, адреса регистрации, данных паспорта, номера ИНН, не вызовет у Вас каких-либо затруднений. Если Вы не знаете, есть ли у Вас ИНН, можете уточнить этот вопрос на сайте все той же УФНС. Как это сделать, подробно расписано в статье: «Как получить Свидетельство ИНН физическому лицу? (часть вторая)»
А вот лист А заявления – Сведения о видах экономической деятельности – заполняем после того, как выберем коды ОКВЭД. Как это сделать я подробно, рассказывала в серии статей в рубрике Регистрация ИП. Сначала советую прочитать «Как выбрать код ОКВЭД часть первая», потом все остальные статьи и комментарии к ним. Там есть много ответов по конкретным видам деятельности.
После заполнения, обязательно проверьте, все ли Вы правильно заполнили. С ошибками и исправлениями у Вас заявление не примут. Если же ошибку не заметят при приеме документов, то ее могут выявить при оформлении и откажут в регистрации. При этом 800 рублей госпошлины Вам не возвратят, придется ее еще раз платить при повторной подаче документов.
Если все заполнено правильно и без ошибок, сшиваем заявление. В некоторых налоговых принимают и несшитые листы заявления, скрепляют их сами. Уточняйте такие мелочи по телефону.
Теперь делаем ксерокопии паспорта и Свидетельства ИНН. Если копия паспорта сделана на нескольких листах, ее тоже надо сшить.
При подаче документов почтой или через доверенное лицо Вашу подпись на заявлении о регистрации и ксерокопию паспорта необходимо засвидетельствовать у нотариуса. Как это сделать, подробно рассказано в бесплатной книге: «Как за 3 дня подготовить и подать документы на регистрацию ИП». Получить ее можно здесь.
Доверенность на доверенное лицо тоже необходимо заверить нотариально.
Заполняем уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения УСН.
Данное заявление подаются в том случае, если:
- Вами выбрана Упрощенная система налогообложения для уплаты налогов.
- Ваш вид деятельности подпадает под систему налогообложения ЕНВД (учтите, с 2013 года переход на ЕНВД добровольный).
Почему нужно подать это уведомление в случае попадания вашей деятельности под ЕНВД?
- Вы можете в течение года начать заниматься еще одним видом деятельности, который уже не будет подпадать под ЕНВД. Тогда Вам придется применять плюсом к ЕНВД еще и традиционную систему налогообложения (ОСНо). Учет на ОСНо намного сложнее, налогов придется платить больше, и без бухгалтера Вы в этом случае вряд ли обойдетесь.
- Вы можете прекратить заниматься деятельностью, подпадающей под ЕНВД, а ИП не закрыть. Тогда Вам придется каждый квартал сдавать нулевые декларации по ОСНо. На УСН нужно будет подать декларацию только за год.
- Вы можете не сразу начать вести деятельность, подпадающую под ЕНВД. В этом случае Вам тоже придется сдавать нулевые декларации по ОСНо.
Если Вы выбрали общую систему налогообложения (ОСНо), то данное уведомление подавать не нужно.
Уведомление о переходе на УСН (форма 26.2-1), утверждено Приказом ФНС РФ от 02.11.2012 N ММВ-7-3/829@ «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения».
Эта форма не требует специальных знаний, заполнить ее очень легко.
Последнюю редакцию Вы можете найти в сети Интернет, задав в поисковике либо номер и дату приказа, или «заявление форма 26.2-1». При последнем варианте запроса убедитесь, что это действующая редакция формы, а именно от 02.11.2012 г. (актуально на дату написания статьи).
Распечатайте заполненное уведомление в двух экземплярах, один экземпляр остается в налоговой, другой с отметкой даты подачи документа возвращается Вам.
Проверяем документы и складываем их в папку по списку:
Если подаете лично:
- Заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме Р21001.
- Оплаченную квитанцию (чек) о госпошлине.
- Ксерокопию и оригинал паспорта.
- Ксерокопию и оригинал Свидетельства ИНН (если есть).
- Заявление о переходе на упрощенную систему в 2-х экземплярах (если оно необходимо).
Если подаете по почте или через доверенное лицо:
- Заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме Р21001, заверенное нотариально.
- Оплаченную квитанцию (чек) о госпошлине (оригинал, а не ксерокопию).
- Ксерокопию паспорта, заверенную нотариально.
- Ксерокопию Свидетельства ИНН.
- Заявление о переходе на упрощенную систему в 2-х экземплярах (если оно необходимо).
Дальше подаете документы в налоговую инспекцию лично, отправляете их по почте или передаете доверенному лицу, которое предоставляет их за Вас. Если Вы высылаете документы почтой, датой подачи считается дата получения вашего письма налоговой инспекцией.
Через 5 рабочих дней (обычно это 7 календарных) получаете регистрационные документы.
Вам выдадут:
- Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
- Свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе (если его у Вас не было).
- Уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе (если у Вас было Свидетельство о постановке на учет).
- Выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Если Вы не придете в назначенный срок или подавали заявление по почте, документы будут высланы Вам заказным письмом на адрес Вашей прописки.
Все. Поздравляю Вас! Теперь Вы – индивидуальный предприниматель!
Хотите получить более подробную инструкцию о том, как зарегистрировать ИП самостоятельно, заполните форму в конце статьи и получите бесплатно книгу: «Как за 3 дня подготовить и подать документы на регистрацию ИП».
К 30 сентября 2013 года выйдет обновление книги, с учетом новых требований к заявлению и новых возможностей по заполнению и подачи документов.
Удачи, успехов и процветания, Вам!
Поделитесь с друзьями и коллегами, если статья была Вам полезна:
Ну, не так уж и просто, но и не сложно. Спасибо!
Ну если смотря как все правильно это сделать. Я вот в интернете нашла сервис «мое дело»,который мне помог справится в этом деле. Хотя на первый взгляд нечего трудного не показалось
Здравствуйте, Светлана. Да, чтобы оформить документы на регистрацию ИП можно воспользоваться и онлайн-сервисами, такими как «Мое дело».Я сама с помощью этого сервиса заполняла документы на регистрацию ИП. Расскажу об этом после праздников в статье.
Достаточно неплохой сервис,сама им пользуюсь. С начало сделала бесплатную регистрацию документов через них.А теперь и все свои бух дела веду через этот сервис
Слышала,что у них сейчас около 400 тыс пользователей и с каждым днем число увеличивается
Немножко ошибаетесь у них уже пользователей 500 тыс.
Здравствуйте, Ольга.
Могу ли я, открыв ИП, оказывать консалттинговые услуги по финансам, налогам и т.д. и медицинские услуги, открыв клинику? Если да, то какие коды деятельности нужно указать, если нет, то как правильно поступить?
С уважением, Светлана.
Здравствуйте, Светлана. ОКВЭД консалтинговые услуги
74.11 Деятельность в области права
74.12 Деятельность в области бухгалтерского учета и аудита
74.14 Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления
67.13.4 Консультирование по вопросам финансового посредничества
74.84 Предоставление прочих услуг
Для клиники выбирайте коды из класса 85, при этом помните, что в соответствии с новыми Правилами № 1006 платные медицинские услуги вправе оказывать организации и индивидуальные предприниматели (ИП), имеющие лицензию на осуществление медицинской деятельности. При этом указанные лица вправе предоставлять только услуги из числа составляющих медицинскую деятельность работ (услуг), указанных в лицензии. Перечень таких работ (услуг) утвержден Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291.